Выступление Анны Поповой на 9-ой Конференции ООН по конкуренции и защите прав потребителей


07.07.2025

Настоящая Конференция – знаковое событие для международного сообщества. И в первую очередь для людей, чьи интересы и права мы призваны защищать вне зависимости от страны проживания.
В этом году отмечается сорок лет с момента принятия Руководящих принципов и десять лет с их последнего пересмотра. Российская Федерация – одна из стран-разработчиков обновленной редакции этого документа, сопредседатель первого заседания Межправительственной группы экспертов по законодательству и политике в области защиты прав потребителей. Все эти годы Принципы выступают общим компасом для создания справедливых и безопасных потребительских рынков.

В России действует вертикально интегрированная государственная система защиты прав потребителей, во главе со специализированной службой Роспотребнадзором, которая напрямую подчиняется Правительству Российской Федерации.
По поручению Президента Российской Федерации в 2017 году принята Стратегия государственной политики в сфере защиты прав потребителей. В документе отражены основные положения Принципов и определены приоритеты до 2030 года.
За годы реализации Стратегии мы значительно повысили уровень защиты прав потребителей, в том числе усовершенствовав законодательство и приняв более ста нормативных актов.

За последние 10 лет произошли колоссальные изменения, связанные с развитием цифровизации. В России уровень электронной торговли вырос более чем в 10 раз.  Важнейшей задачей стало регулирование защиты прав потребителей в сфере электронной коммерции. Для этого мы приняли законы о деятельности маркетплейсов, о цифровых продуктах, о защите персональных данных потребителя при заключении договора, о запрете навязывания ненужных услуг.
Подробнее о наших инициативах.
Для защиты потребителей, находящихся в уязвимом положении, в России был принят закон о повышенной ответственности за отказ организаций обслуживать людей с ограничением здоровья, граждан старшего поколения и детей.
В целях защиты потребителя как слабой стороны договора законом закрепили перечень несправедливых условий, которые нельзя включать в договор.
И мы уже сегодня видим, как меняется бизнес, становясь более добросовестным и ответственным.
На прошлой неделе Правительство Российской Федерации поддержало пакет законопроектов о платформенной экономике, которые нацелены на регулирование деятельности маркетплейсов и предусматривают ряд инструментов для эффективной защиты людей, использующих онлайн-площадки, и предпринимателей, которые реализуют через них свою продукцию.

Наши усилия направлены на обучение населения основам рационального потребления и повышение потребительской грамотности. В России мы широко используем цифровые инструменты для информирования и консультирования потребителей.
На всей территории страны бесплатно действует единый консультационный центр на трех языках, который помогает более, чем миллиону потребителей в год.
Более 10 лет успешно функционирует государственный информационный портал по защите прав потребителей. Там размещены формы жалоб, претензий, судебных исков и более ста семидесяти тысяч памяток по различным спорным жизненным ситуациям. Здесь же потребитель может узнать о продукции, в которой были выявлены нарушения, и ознакомиться с судебной практикой по защите прав потребителей. В системе размещено более ста тысяч решений судов Российской Федерации всех уровней.

Представители Роспотребнадзора представляют интересы потребителей в судах, в таких случаях в 95% решения принимаются в их пользу. Более того, по поручению Президента России Верховный Суд ежегодно систематизирует судебную практику по защите прав потребителей и публикует ее в открытом доступе.
Еще одним инструментом, помогающим потребителям, стала созданная система досудебного урегулирования споров в сфере финансовых услуг, куда они могут обратиться в том числе онлайн. Такие споры рассматриваются оперативно в течение двух недель.

Наше государство активно внедряет современные инструменты цифрового надзора, включая электронные сервисы, позволяющие проводить проверки в режиме онлайн.
С предъявляемыми требованиями компании могут ознакомиться в сети Интернет, что упрощает их взаимодействие с надзорными органами.

В целях недопущения на рынок фальсифицированной, контрафактной продукции Россия успешно реализовала проект цифровой маркировки, которая обеспечивает прослеживаемость товаров на всех этапах: от производства и импорта до конечной продажи в магазине. Цифровая маркировка охватывает 27 товарных групп и уже доказала свою эффективность: позволила заблокировать продажу практически двух миллиардов единиц запрещенной продукции.
В Российской Федерации активно действуют более 500 общественных объединений потребителей, которые наряду с государством играют важную роль в предотвращении правонарушений и предупреждают развитие негативных тенденций на рынке.

Развитие трансграничной торговли и услуг требует глобального подхода к защите потребителей. Россия развивает региональное взаимодействие в целях обеспечения равных прав потребителей на пространстве Евразийского экономического союза и СНГ.
Выделили вопрос защиты прав потребителей в отдельный приоритет своего председательства в БРИКС в 2024 году.
В декабре прошлого года утвердили Единые правила защиты прав потребителей в Союзном государстве. Это общие правила для Российской Федерации и Республики Беларусь, которые вобрали в себя лучшие подходы, апробированные многолетней правоприменительной практикой, и содержащие актуальные новации.

Мы ежегодно готовим и публикуем в открытом доступе государственный доклад о защите прав потребителей в Российской Федерации. Доклад содержит информационно-аналитические материалы по всем аспектам государственной политики и является основой для разработки необходимых мероприятий по обеспечению защиты прав потребителей, а также для совершенствования правового регулирования в этой области.

Российское законодательство сегодня одно из передовых в мире и обеспечивает защиту прав потребителей на высоком уровне.
Это позволяет нам быстро адаптироваться к новым вызовам, связанным с ростом онлайн-торговли и трансграничных сделок, цифровизацией договорных отношений, использованием искусственного интеллекта в сфере торговли и услуг.
Эти вызовы сегодня влекут для потребителей риски, в числе которых:
- риски утечки персональных данных и нарушение конфиденциальности;
- риски хакерских и фишинговых атак;
- риски несоответствия полученных товаров заявленным характеристикам при их покупке онлайн, а также трудности при решении споров, особенно при трансграничных сделках;
- риски автоматического навязывания дополнительных услуг в цифровом договоре.

С включением в обновленные Принципы вопросов, посвященных электронной коммерции, был сделан первый шаг к формированию основных подходов в данной сфере.
С учетом новых рисков, мы убеждены, что дальнейшее развитие политики в области защиты прав потребителей на национальном, региональном и глобальном уровне требует концентрации усилий на следующих ключевых направлениях:
- на усилении защиты прав потребителей в электронной торговле, в том числе с использованием цифровых методов контроля;
- повышении уровня защиты персональных данных потребителей;
- закреплении принципа «защиты слабой стороны договора», призванного обеспечить поддержку потребителю, поскольку он фактически никак не может изменить предлагаемые условия договора.
Уверены, что сотрудничество стран при координации ЮНКТАД – это мощный инструмент для продвижения глобальной потребительской повестки и поиска эффективных решений общих проблем. За 9 лет работы Межправительственной группы экспертов по законодательству и политике в области защиты прав потребителей страны добились плодотворных результатов.
Уверены, что Межправительственная группа будет и дальше успешно реагировать на возникающие вызовы и риски, во благо потребителей наших стран.
Россия готова совместно с ЮНКТАД и всеми, кто в этом заинтересован работать, над этими предложениями с учетом тех многочисленных передовых практик, которые мы уже внедрили в нашей стране в ответ на современные вызовы.

Официальные новости Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации
Источник : Ссылка